Русско-Полянский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Русско-Полянского муниципального района > Администрация Русско-Полянского муниципального района > ПРОКУРАТУРА Русско-Полянского района информирует > 2019 ГОД

 Противодействие коррупции

 
Распоряжением Правительства РФ от 29.01.2019 № 98-р утверждена Программа по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год.
Перечень мероприятий Программы включает в себя:
включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - содействовать пресечению такого поведения;
обновление основных общеобразовательных программ с учетом Концепции антикоррупционного воспитания (формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся) и методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию и просвещению обучающихся;
проведение открытых уроков и классных часов с участием сотрудников правоохранительных органов;
проведение общественных акций в целях антикоррупционного просвещения и противодействия коррупции, в том числе приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.
 
О контрактной системе
 
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 № 41 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанные Правила приведены в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».
Этим Законом было установлено, что заказчик не вправе определять по своему усмотрению не предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также обязан применять величины значимости критериев. Такими критериями являются, в том числе, цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.
 
О представлении сведений о доходах, расходах и имуществе
 
Минтруд России в письме от 24.12.2018 № 18-2/10/В-10446 проинформировал о новациях в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки.
Сообщается, что Методические рекомендации дополнены порядком представления уточненных сведений, а также случаями, когда те или иные денежные средства признаются либо не признаются доходом для целей антикоррупционного законодательства.
Также уточнены положения Методических рекомендаций, касающиеся заполнения сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях, а кроме того, указано на необходимость представления справок с использованием специального программного обеспечения «Справки БК№ в случаях, установленных нормативными правовыми актами.
 
Об индексации
 
Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 утвержден коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году.
На 4,3 процента проиндексируют с 1 февраля 2019 года ряд выплат, пособий и компенсаций. Речь идет о социальных выплатах, предусмотренных: Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы»; Федеральным законом «О ветеранах»; Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» и пр.
 
Обращение с ТКО
 
Росприроднадзор в письме от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29634 сообщает о возможности временного использования объектов размещения ТКО, не имеющих предусмотренной законодательством РФ документации.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"», объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие предусмотренной законодательством РФ документации, могут быть использованы для размещения ТКО до 1 января 2023 года. Указанные объекты при наличии заключения Минприроды России о возможности использования объекта для размещения ТКО могут по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ быть включены в перечень объектов размещения ТКО.
Данные о месте нахождения объектов размещения ТКО вносятся в территориальную схему обращения с ТКО соответствующего субъекта РФ.
Указанные объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, с 1 января 2019 года возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ.
 
Минприроды России дал разъяснения на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Сообщается следующее:
- в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;
- плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);
- на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;
- заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;
- региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником - убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;
- региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.
 
Об административной ответственности
 
Федеральным законом от 06.02.2019 № 7-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ.
Установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре.
Так, непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством РФ порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В случае повторного нарушения размер административного штрафа составит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
 
 
Жилище
 
Федеральным законом от 06.02.2019 № 9-ФЗ внесены изменения в статью 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах СКР».
Определен порядок обеспечения жильем сотрудников органов военной прокуратуры и военных следственных органов СКР.
Федеральный закон направлен на реализацию положений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2018   № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах СКР».
Указанным Постановлением ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах СК РФ» была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данная норма в силу неопределенности своего нормативного содержания не дает однозначного ответа на вопрос, какой именно государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган - обязан обеспечить служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ, принятых на учет для предоставления служебных жилых помещений до 01.01.2017.
Настоящим Федеральным законом устанавливается, что обеспечение жилыми помещениями (служебными жилыми помещениями) военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, граждан РФ, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, а также членов их семей, принятых на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) до 01.01.2017 Минобороны России, ФСБ России и Росгвардией, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.
 
Об обязательном медицинском страховании
 
Федеральным законом от 06.02.2019 № 6-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Законом дополнен перечень лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, отнесенных к категории застрахованных лиц и одновременно к категории страхователей в системе ОМС.
Теперь наряду с индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и арбитражными управляющими, к указанным категориям отнесены, в частности физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ (физлица, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги другому физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд).
Согласно Налоговому кодексу РФ в 2018 - 2019 годах физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ освобождены от уплаты НДФЛ в отношении доходов от оказания услуг, поименованных в пункте 70 статьи 217 НК РФ (репетиторство, уход за детьми, больными и престарелыми людьми и т.д.).
Принятым Законом указанные лица на этот же период освобождены от уплаты страховых взносов на ОМС.
 
О воинской обязанности и военной службе
 
Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Установлено, что воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны, в числе прочего, направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
 
 
О противодействии коррупции
 
Федеральным законом от 06.02.2019 № 5-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия коррупции.
Генпрокуратура России будет взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения антикоррупционных ограничений.
Случаи, в которых Генпрокуратура России будет осуществлять такое взаимодействие, должны быть предусмотрены федеральными законами.
Генпрокуратура России при необходимости вправе направить запрос в Банк России, который, в свою очередь, обращается в центральный банк и/или иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета и вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов, наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и/или иностранных финансовых инструментов.
Порядок и условия взаимодействия Генпрокуратуры России и Банка России будут определяться соглашением.
Генпрокуратура России предоставляет полученную от Банка России информацию органам, подразделениям и должностным лицам, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений. Данные органы, подразделения и должностные лица не вправе раскрывать третьим лицам информацию о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
 
 
Об учреждениях, исполняющих наказание
 
Федеральным законом от 06.02.2019 № 4-ФЗ внесены изменения в статьи 6 и 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Решение о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, и об изменении его вида при наличии неурегулированных разногласий будет приниматься Правительством РФ.
Предусмотрено, что при наличии разногласий по вопросам о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, или об изменении его вида федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечивает их обсуждение с органом исполнительной власти субъекта РФ в целях урегулирования этих разногласий. В случае недостижения согласия протокол согласительного совещания, подписанный руководителями указанных органов или их заместителями, и проект соответствующего акта направляются в Правительство РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, исключена возможность создания по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.
 
 
Нацпроект «Демография»
 
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 24.12.2018 (протокол № 16) утвержден Паспорт национального проекта «Демография».
Проект направлен на реализацию следующих целей:
увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости (до 1,7 детей на 1 женщину);
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Национальный проект включает в себя федеральные проекты:
Финансовая поддержка семей при рождении детей;
Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет);
Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение);
Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья);
Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва. (Спорт - норма жизни).
Срок начала и окончания проекта: 1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.
 
Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Демография» от 14.12.2018 № 3 утвержден паспорт федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» («Спорт - норма жизни»).
Целью проекта является доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.
Приводится план мероприятий по реализации федерального проекта, а также показатели его реализации по субъектам РФ.
Срок начала и окончания проекта: 1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.
 
О получении субсидий
 
Постановлением Правительства РФ от 29.01.2019 № 56 утверждены Правила финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам РФ медицинскими организациями частной системы здравоохранения.
Частные медицинские организации, включенные в перечень Минздрава России, смогут получить субсидии из бюджета ФОМС на оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
Субсидии предоставляются медицинским организациям, включенным в указанный перечень на основании установленных Минздравом России критериев отбора. Финансовое обеспечение такой медицинской помощи осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым ФОМС, Минздравом России и медицинской организацией.
Организация, претендующая на получение субсидии, не позднее 1 июня года, предшествующего году, на который заключается соглашение, представляет в Минздрав России:
- заявку о предоставлении субсидии в произвольной форме;
- документы, подтверждающие соответствие медицинской организации установленным требованиям;
- сведения о фактически выполненных за предыдущий год (по ежегодным статистическим данным и данным бухгалтерского учета) объемах высокотехнологичной медицинской помощи по профилям с разбивкой по видам и методам лечения, а также объемах их финансирования (кроме ранее не осуществлявших деятельность по оказанию такой помощи организаций);
- сведения о возможных для выполнения объемах высокотехнологичной медицинской помощи на соответствующий финансовый год и плановый период, определенных с учетом технологических возможностей организации.
Размер субсидии рассчитывается исходя из показателей плановых объемов такой помощи, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема, доли заработной платы в структуре среднего норматива затрат, коэффициента уровня среднемесячной заработной платы в субъекте РФ.
Перечисление субсидии осуществляется не позднее второго рабочего дня со дня представления в территориальный орган Федерального казначейства медицинской организацией платежных документов для оплаты денежного обязательства медицинской организации в сумме, не превышающей 25 процентов годового размера субсидии - в течение I квартала; 50 процентов - в течение первого полугодия; 75 процентов - в течение 9 месяцев; 100 процентов - не позднее 20 декабря текущего финансового года.
 
О вещественных доказательствах
 
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2019 № 75 утверждены Правила передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания.
Вещественные доказательства в виде животных передаются уполномоченными органами на хранение или для содержания и разведения государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и государственным (муниципальным) учреждениям, имеющим условия для содержания и надлежащего ухода за соответствующими животными.
При невозможности их передачи указанным лицам они передаются иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отобранным в установленном порядке.
При выборе лица, которому передаются животные, приоритет должен быть предоставлен лицам, обеспечивающим при прочих равных условиях использование животных в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях до момента их естественной смерти.
При передаче животных, включенных в Красную книгу РФ, приоритет отдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в утвержденных программах (стратегиях) по сохранению и восстановлению соответствующих видов животных.
Передача животных осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, по договору хранения либо договору безвозмездного пользования и оформляется актом приема-передачи, составленном в 3-х экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, второй передается представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя, третий подшивается в дело (наряд).
 
Об отмене виз
 
МИД России 01.02.2019 сообщает о вступлении в силу Соглашения между Правительством РФ и Правительством ОАЭ о взаимной отмене визовых требований для граждан РФ и граждан ОАЭ.
Соглашение с ОАЭ о взаимной отмене визовых требований вступает в силу 17 февраля 2019 года.
Соглашение было подписано 6 июля 2018 года в Казани. В соответствии с Соглашением граждане РФ и граждане ОАЭ, являющиеся владельцами всех видов действительных паспортов, не имеющие намерения осуществлять трудовую деятельность, учиться или проживать на территории другого государства, освобождаются от визовых требований и имеют право въезда, пребывания или следования транзитом через территорию другого государства без виз на срок до 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.
 
О взыскании алиментов
 
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.02.2019 № 7-П по делу о проверке конституционности подпункта «п» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841, установлено, что удержание алиментов на несовершеннолетних детей не должно распространяться на суммы возмещения расходов алиментообязанному работнику за использование его личного транспорта в интересах работодателя.
Конституционный Суд РФ признал вышеуказанную норму не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования допускает удержание алиментов на несовершеннолетних детей с выплачиваемых работодателем алиментообязанному работнику при использовании личного транспорта работника с согласия или ведома работодателя и в его интересах сумм возмещения расходов (компенсации за использование, износ (амортизацию) личного транспорта работника и сумм возмещения расходов, связанных с использованием личного транспорта).
КС РФ указал следующее.
Использование работником личного имущества в интересах работодателя влечет его дополнительный износ, ухудшение качества этого имущества, дополнительные затраты, т.е. фактически работник несет расходы, не связанные с использованием своего имущества для собственных нужд. В связи с этим работник, использующий с согласия или ведома работодателя и в его интересах свое личное имущество, имеет право на возмещение расходов при использовании личного имущества (на выплату компенсации за его использование и износ (амортизацию), а также на возмещение расходов, связанных с его использованием). Размер возмещения расходов работника определяется письменным соглашением, заключаемым с работодателем.
Соответственно, денежные средства, полученные работником в соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ для возмещения понесенных им расходов, используются на поддержание личного имущества работника в состоянии, которое обеспечивает возможность его эффективного использования.
Такое правовое регулирование направлено на защиту имущественных прав работника, а также на обеспечение баланса интересов работника как собственника имущества и работодателя, в интересах которого это имущество используется.
По своей правовой природе возмещение расходов при использовании личного имущества работника (компенсация за его использование, износ (амортизацию) и возмещение расходов, связанных с его использованием), несмотря на тесную связь с осуществлением работником трудовой деятельности, не входит в систему оплаты труда и имеет иную целевую направленность - возмещение материальных затрат работника, понесенных им в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Данные выплаты не зависят от количества и качества труда, не несут работнику экономической выгоды вне зависимости от характеристик используемого имущества, и их расходование работником по своему усмотрению не предполагается.
При этом, перечисляя виды личного имущества работника, законодатель не делает различия между ними, т.е. из буквального смысла статьи 188 Трудового кодекса РФ следует, что по согласованию с работодателем для выполнения трудовых обязанностей может использоваться любое личное имущество работника, в том числе инструмент, личный транспорт, оборудование, другие технические средства и материалы, и независимо от того, какое именно имущество работника используется для выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы, действуют одинаковые правила возмещения работнику расходов при использовании личного имущества в процессе исполнения трудовых обязанностей (выплаты компенсации за его использование, износ (амортизацию) и возмещения понесенных работником расходов, связанных с его использованием).
Учитывая, что возмещение расходов при использовании личного имущества работника обусловлено правовым статусом работника, т.е. лица, состоящего в трудовых отношениях, при определении правовой природы указанной выплаты и ее значения в правовом регулировании иных общественных отношений приоритетом обладают положения Трудового кодекса РФ. Нормативные правовые акты о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей не могут, вопреки установлениям трудового законодательства, рассматривать такое возмещение расходов (выплату компенсации за использование, износ (амортизацию) личного имущества работника и возмещение понесенных работником расходов, связанных с его использованием) в качестве оплаты труда работника или произвольно проводить дифференциацию видов личного имущества работника, перечисленных в статье 188 Трудового кодекса РФ, без учета отнесения их к единому понятию личного имущества работника.
Вместе с тем, как из буквального смысла оспариваемого подпункта "п" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, так и смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, следует, что закрепленная в нем норма устанавливает запрет на удержание алиментов с выплат, направленных на возмещение понесенных работником расходов при использовании его личного инструмента, исключая тем самым из перечня выплат, из которых алименты не подлежат удержанию, иные выплаты, предусмотренные статьей 188 Трудового кодекса РФ, в том числе компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного транспорта работника и возмещение расходов, связанных с его использованием, имеющие с выплатами в связи с изнашиванием инструмента одну правовую природу и, соответственно, обладающие с ними одной и той же целевой направленностью.
Соответственно, допускается удержание алиментов на несовершеннолетних детей с выплат, которые не являются оплатой труда работника, не влекут для работника экономической выгоды, имеют строго целевое назначение и не предполагают их расходование по усмотрению работника.
Соответственно, закрепленное в подпункте "п" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, нормативное положение, как предусматривающее необходимость удержания алиментов с выплат, не входящих в состав средств, образующих реальный доход работника, т.е. не влекущих для него экономической выгоды, и, таким образом, допускающее ущемление имущественных прав алиментообязанных лиц, которым работодателем возмещаются расходы при использовании с согласия или ведома последнего и в его интересах личного транспорта, нарушает баланс конституционно значимых ценностей и принцип равенства работников, которые используют для выполнения порученной им в рамках трудовых отношений работы различные виды личного имущества.
Правительству РФ надлежит внести в Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, необходимые изменения.
 
О противодействии коррупции
 
Минтруд России разъяснил порядок заполнения раздела справки о доходах за 2018 год, касающийся обязательств по договорам страхования.
Сообщается, что в подразделе 6.2 раздела 6 формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460, необходимо отражать информацию только об обязательствах по договорам страхования, заключенным с субъектами страхового дела в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, пенсионное страхование и др.).
Информацию, необходимую для заполнения справки, целесообразно запрашивать у страховщика.
При этом отсутствует необходимость отражения в подразделе 6.2 раздела 6 справки иных видов страхования, например, КАСКО, ОСАГО и по договорам страхования, заключенным в рамках договора об ипотеке. Информация об обязательном и добровольном пенсионном страховании, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и о страховых пенсиях (Федеральный закон «О страховых пенсиях»), также не подлежит отражению в рассматриваемом подразделе справки.
 
 
О проведении капитального ремонта многоквартирных домов
 
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2019 № 114 внесены изменения в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Так, с 50 до 80 процентов от общей стоимости работ по капитальному ремонту увеличивается предельный размер предоставляемой финансовой поддержки.
Определены особенности предоставления финансовой поддержки на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению.
Скорректирован порядок расчета показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов.
Установлен порядок расчета размера годовой экономии расходов на оплату коммунальных услуг.
 
Об установлении размера платы за содержание жилья
 
Минстрой России в письме от 26.12.2018 № 51876-00/04 дал разъяснения об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 год.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ.
При этом объем, качество, периодичность каждой из таких работ и услуг должны отвечать требованиям к минимальному перечню работ и услуг, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией на срок не более 5 лет.
В договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации.
 
О раскрытии информации
 
Решением Верховного Суда РФ от 09.01.2019 № АКПИ18-1138 признаны недействующими ограничения на опубликование в сети «Интернет» сведений, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Так, с 28 декабря 2018 года признано недействующим постановление Правительства РФ от 12.01.2018 № 5 «Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».
ВС РФ установил следующее.
Федеральный законодатель предоставил Правительству РФ право определять случаи, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не подлежат размещению в сети «Интернет».
Во исполнение предоставленных полномочий Правительство РФ 12.01.2018 издало Постановление, направленное на снижение рисков дискриминации российских юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера.
Как установлено судом, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения, а именно: статья 7.1 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим право Правительства РФ определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах «л.2», «н.1», «н.2», «н.3» и «о» (за исключением сведений, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве), законодательством РФ об исполнительном производстве, законодательством РФ о саморегулируемых организациях) пункта 7 данной статьи, не подлежат размещению в сети «Интернет», а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в сети «Интернет».
Таким образом, на момент рассмотрения судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта изменилось законодательство, регулирующее порядок опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сняты ограничения на опубликование в сети «Интернет» сведений, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве), законодательством РФ об исполнительном производстве, законодательством РФ о саморегулируемых организациях.
Изменения, касающиеся порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступили в силу с 28 декабря 2018 года, с данного момента оспариваемые положения Постановления вступили в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
 
Об исполнительном производстве
 
Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
С 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера.
Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах будет устанавливать Банк России.
Кроме того:
закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;
установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания (порядок расчета будет устанавливаться Минюстом России по согласованию с Банком России);
предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
 
Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции
 
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.2019 № 11-П по делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что собственник транспортного средства, используемого для перевозки алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, не может рассматриваться как правонарушитель в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.
КС РФ признал вышеуказанные положения не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу о предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ административном правонарушении в отношении юридического лица автомобильного транспорта, используемого для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в случае, когда собственником этого транспортного средства является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении.
КС РФ указал следующее.
В правоприменительной практике положениям подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в ряде случаев придается смысл, согласно которому на основании данных норм не подлежит возврату собственнику - физическому лицу автомобильный транспорт, используемый для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, который был изъят в рамках производства по делу о предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ административном правонарушении в отношении юридического лица, поскольку такой автомобильный транспорт должен быть реализован в установленном порядке.
Несмотря на то, что статья 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по ее буквальному пониманию содержит указание на изъятие из незаконного оборота автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, очевидно, что сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась или перевозилась продукция, которая была произведена и находилась в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возвращению собственнику на данном основании в силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
При таком подходе единственным обстоятельством, обусловливающим лишение лица принадлежащего ему транспортного средства, выступает его использование для совершения административного правонарушения, что, по сути, превращает такое лишение в санкцию для собственника транспортного средства. Вместе с тем, даже если собственник транспортного средства фактически осознавал и допускал, что принадлежащее ему транспортное средство используется для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.
Собственник орудия совершения административного правонарушения, если он не является лицом, привлекаемым к административной ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав. Кодекс РФ об административных правонарушениях не только не требует его привлечения в какой-либо форме к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и делает возможное его участие бессмысленным, поскольку в существующей модели правового регулирования не предполагается выяснение того, какое отношение собственник орудия совершения административного правонарушения имеет к этому правонарушению.
Следовательно, в действующей системе правового регулирования лишение собственника принадлежащего ему транспортного средства, которое использовалось для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, в отношении юридического лица - притом что сам собственник этого транспортного средства не был привлечен к административной ответственности за данное административное правонарушение и не был признан в судебном порядке виновным в его совершении - приводило бы к несоразмерному ограничению прав собственника транспортного средства и вступало бы в противоречие с конституционными принципами справедливости и равенства.
Конституционный Суд РФ также отметил, что федеральный законодатель не лишен возможности установить административную ответственность собственника транспортного средства за предоставление его другому лицу для заведомо противоправной деятельности, включая конфискацию такого транспортного средства, применительно к сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как особой сфере государственного регулирования.
 
О персональных данных
 
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 146 утверждены Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных.
Правилами установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами персональных данных.
Действие настоящих Правил не распространяется на контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О персональных данных».
Указывается, что государственный контроль и надзор осуществляется Роскомнадзором и ее территориальными органами и включает в себя организацию и проведение плановых и внеплановых проверок; принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; проведение мероприятий по профилактике нарушений.
Правилами устанавливается порядок проведения плановых и внеплановых проверок; права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля; особенности проведения документарных проверок; правила проведения выездных проверок; порядок оформления результатов проверок; перечень мер, принимаемых в отношении фактов нарушения требований; порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; порядок организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в ходе проведения проверок.
 
Об экологических разрешениях
 
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 установлен порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва.
Определено, что комплексные экологические разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах НВОС, относящихся к объектам I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки на получение разрешения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС II категории, вправе получить комплексное экологическое разрешение при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Разрешение выдается территориальным органом Росприроднадзора на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования разрешения.
Разрешение выдается заявителю в течение 25 календарных дней после приема заявки к рассмотрению, но не позднее чем в месячный срок со дня получения заявки.
Разрешение выдается на 7 лет и продлевается на 7 лет при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Разрешение подлежит пересмотру полностью или частично в случае изменения на производстве технологических процессов, оборудования, сырья, если это повлекло за собой изменение установленных объемов или массы выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов.
В случае нарушения заявителем в течение 6 месяцев и более установленных разрешением обязательных требований без его пересмотра, территориальный орган Росприроднадзора обращается в суд с требованием об отзыве разрешения. После вступления в силу решения суда об отзыве разрешения, а также после снятия объекта с государственного учета, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней размещает информацию об отзыве разрешения на официальном сайте в сети «Интернет».
 
 
О закупках для государственных и муниципальных нужд
 
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 141 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ.
Операторам электронных площадок разрешили взимать плату с лиц, с которыми заключаются контракты по результатам проведения электронных процедур, при проведении совместных конкурса или аукциона при госзакупках.
Установлено, что такая плата может взиматься однократно.
Поправками также усовершенствованы нормативные правовые акты в сфере закупок, в том числе в части:
требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;
дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
требований к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг.
 

версия для печати