Русско-Полянский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Русско-Полянского муниципального района > Администрация Русско-Полянского муниципального района > Социально-экономическое развитие района

ДОКЛАД ЗА 2016 ГОД

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Русско-Полянского муниципального района Омской области за 2016 год и их планируемых значениях на 3-летний период

 Краткое описание Русско-Полянского муниципального района

Омской области
 
Русско-Полянский муниципальный район Омской области (далее – Русско-Полянский район)  расположен в крайней южной части Омской области в степной зоне и входит в состав южного  экономического района Омской области. Площадь муниципального образования – 3320 кв.км, или 2,3 % от территории Омской  области. Протяженность сопредельных территорий составляет  254,8 км. Общая площадь земельных ресурсов составляет 332,1 тыс. га, из них 309,4 тыс. га – сельскохозяйственные угодья. Протяженность дорог составляет 494 километра, из них дорог с твердым покрытием – 65,5 % (323,6 км).
В состав Русско-Полянского района входит 1 городское (р.п. Русская Поляна) и 10 сельских поселений. Все 10 центральных усадеб района соединены с райцентром устойчивой транспортной связью. Расстояние до областного  центра – 160 км.
Среднегодовая численность населения за 2016 год увеличилась на
0,1 тыс. человек и составила 18,2 тыс. человек. Увеличение численности постоянно проживающего населения связано естественным приростом населения.                   
В районе на 1 января 2017 года 429 субъектов малого предпринимательства, в том числе 342 индивидуальных предпринимателя.
К числу эффективно развивающихся производств района относятся:
- сельское хозяйство: ЗАО «Раздольное», ОАО «Целинное», ОАО «Сибиряк», ОАО «Хлебодаровское», ООО «Нива», ООО «Сибирские семена»;
- производство общестроительных работ: ИП Зеленов С.В., ООО «СК-Кедр»;
- производство изделий и конструкции из металлов: ИП Зеленов С.В., ИП Цисарук Н.А.;
- мукомольное и крупяное производство: ООО «Гарант-плюс», К(Ф)Х «Весна»;
- хлебобулочное производство: ИП Савченко В.А., ОАО «Целинное», ИП Гаделия И.Т., ИП Чубинидзе Р.В., ИП Антонян А.Г., ИП Трофименко М.А.
В районе функционирует 14 общеобразовательных школ, 2 учреждения дополнительного образования. Заочное образование организовано в 6 средних школах, где обучаются 10 человек. Система дошкольного образования представлена 8 дошкольными учреждениями, пребывают 803 ребенка. В пяти общеобразовательных учреждениях функционируют группы дошкольного образования с численностью 156 детей и 4 группы кратковременного пребывания на базе 3 общеобразовательных школ, в группах кратковременного пребывания пребывают 49 детей.
На территории района сохранена сеть учреждений культуры – 53. В 2016 году закрылись «Озерная СПБ», «Логуновская СПБ», «Тогунаский СК». В Русско-Полянском районе имеется 30 учреждение клубного типа на 3885 посадочных мест, действует 207 клубное формирование (кружки) с общим числом участников 3173 человек.
В Русско-Полянском районе тепловая энергия производится 32 теплоисточниками, из них ООО «Юнион» – 5, в 2016 году удален теплоисточник в связи с ликвидацией котельной Бани № 1, ООО «Алерон» – 13, ООО «Алаботинское ЖКХ» – 3, ведомственных – 9, комитет по образованию – 1.
 
1.     Экономическое развитие
 
В 2016 году наблюдалась тенденция увеличения показателя «Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения» на 27,77 единиц. С 2014 года на территории Русско-Полянского района действует муниципальная программа «Развитие экономического потенциала Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2014 – 2020 годы», в том числе подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства Русско-Полянского муниципального района Омской области». В подпрограмме предусмотрено выделение средств на предоставление грантовой поддержки, также район ежегодно участвует в областной программе по предоставлению грантовой поддержки.
Объем финансирования на оказание грантовой поддержки в 2016 году – 508,421 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 352,503 тыс. рублей, областного бюджета – 27,847 тыс. рублей, бюджета муниципального района – 128,070 тыс. рублей. В 2017 году планируется оказать грантовую поддержку за счет средств бюджета муниципального района в сумме 125,0 тыс. рублей.
В 2016 году была предоставлена поддержка четырем субъектам малого предпринимательства: ИП Окунев В.С. – 125,0 тыс. рублей, ИП Юргова Н.М. – 50,000 тыс. рублей, ООО «Чистая Вода» – 333,421 тыс. рублей.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2016 году уменьшилась на 12,94 процентного пункта.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя увеличился в 2016 году, в прогнозном периоде планируется уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с уменьшением  инвестиций предприятий и организаций.
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района в 2016 году  по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 0,6 %. Поселениями Русско-Полянского муниципального района Омской области проводится работа по оформлению земельных участков с собственниками.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием местного значения в районе составляет 209,0 км. В собственности Русско-Полянского района значится 11,7 км. автомобильных дорог общего пользования местного значения. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения  в 2016 году составила 96 %, они нуждаются в проведении капитального ремонта.
Целью политики района является обеспечение роста реальных доходов населения, содействие повышению заработной платы жителей района, росту доходов от предпринимательской деятельности, снижение доли граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий за 2016 год, составила 18783,1 рублей и по сравнению  с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на4,0 %.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2016 году составила 21780,7 рублей, что на 2,08 % больше, чем в 2015 году; учителей составила 30333,6 рубля, что на 0,43 % больше, чем в 2015 году; в дошкольных образовательных учреждениях 15555 рублей, что на 5,86 % больше, чем в 2015 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства в 2016 году составила 15108,1 рублей, что на 3,4 % меньше, чем в 2015 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников учреждений физической культуры и спорта в 2016 году составила 21015,8 рублей. В связи с перераспределением нагрузки работников учреждений физической культуры и спорта в 2016 году произошло увеличение нагрузки на 1 работника, вследствие этого произошло увеличение показателя среднемесячная заработная плата работников на 17,0 %.
Для достижения поставленной цели на 3-х летний планируемый период предполагается решение следующих задач:
-    содействие повышению средней номинальной начисленной заработной платы работников организаций всех организационно-правовых форм;
-    обеспечение реализации мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения;
-    обеспечение дальнейшей работы районной межведомственной комиссии по контролю за уровнем, условиями и своевременности выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности;
-    осуществление дальнейшей работы районной межведомственной комиссии по сокращению недоимки по платежам в бюджет муниципального района для обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы работникам  организаций, финансируемых за счет средств района;
- способствовать увеличению субъектов малого предпринимательства и создавать условия для трудоустройства населения.
 
2.     Дошкольное образование
 
Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 0,39 %, В то же время доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет по сравнению с 2015 годом осталась прежней  – 0 %.
 
3.           Общее и дополнительное образование
 
Индикатором внешней оценки качества образования являются результаты единого государственного экзамена. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников в 2016 году увеличилась на 4,1 п.п. по сравнению с 2015 годом (в 2016 году – 5,8 %, в 2015 году – 1,7 %). Во всех общеобразовательных организациях разработаны планы мероприятий по работе с выпускниками, которые могут не сдать ЕГЭ. Для обучающихся школ района проводятся сетевые занятия по общеобразовательным предметам по подготовке к ЕГЭ.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, составила в 2016 году – 75,7 %, данный показатель по сравнению с 2015 годом (83,9 %) уменьшился на 8,2 п.п.. Уменьшение показателя произошло из-за низкого показателя "Число учреждений, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов" (только в РПГ № 1). В 2017 – 2019 годах планируется увеличение количества школ, в которых будет осуществляться дистанционное обучение детей.
В 2016 году произошло уменьшение показателя «Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся  во вторую смену, в общей численности обучающихся  в МОУ» на 0,05 п.п. (в 2016 году – 3,24 %, в 2015 году – 3,29 %). Проводятся мероприятия по сокращению численности обучающихся в БОУ «Русскополянская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.Г. Светецкого» путем приема обучающихся в 1 класс согласно регистрации по месту жительства на территории микроучастка, закрепленного за школой, проведена работа по переоборудованию нескольких кабинетов в учебные классы.
В 2016 году произошло  увеличение доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся  в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 1,4 п.п. (в 2016 году – 89,7 %, в 2015 году – 88,3 %). Это связано с проводимыми мероприятиями в общеобразовательных учреждениях по здоровьесбережению учащихся и формированию здорового образа жизни. 98 % обучающихся школ района получают горячее питание (дети ГПД, находящиеся на подвозе, детей из семей СОП – двухразовое горячее питание). На базе БОУ «Русскополянская СОШ № 3» работает региональная инновационная  площадка  по проблеме: «школа – территория здоровья», на территории которой работают все школы района.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в БОУ в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшились на 0,8 тыс. рублей, на 3,81 % (в 2016 году – 20,2 тыс. рублей, в 2015 году – 21,0 тыс. рублей.).
Важной составляющей в воспитании детей и подростков на современном этапе является система дополнительного образования детей. В районе функционирует 2 учреждения дополнительного образования детей. Доля детей, получающих услуги по дополнительному образованию в 2016 году, составила  49,1 %, что больше по сравнению с 2015 годом (48,3 %) на 0,8 п.п.. Показатель достиг данного значения благодаря   использованию разнообразных форм организации деятельности детей в дополнительном образовании (акции, проекты, игровые и досуговые программы,  научные общества, олимпиады и т.д.), расширение спектра программ практической направленности,   обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся. Кроме этого в 2016 году в БОУ ДО «Русскополянский Дом детского творчества» были созданы дополнительно 2 объединения с целью привлечения детей муниципального района посещать данные объединения.
 
4. Культура
 
Развитие культуры в 2016 году осуществлялось в соответствии с планом действий администрации Русско-Полянского муниципального района по социально-экономическому развитию, муниципальной программой «Развитие социально-культурной сферы Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014 – 2020 годы и ежегодным соглашением Министерства культуры Омской области и Администрации района «О взаимодействии в реализации Государственной культурной политики на территории Русско-Полянского муниципального района». Одним из стратегических документов, направленных на повышение эффективности сферы культуры Русско-Полянского района, является «Дорожная карта» – план мероприятий на 2013 – 2018 годы, утвержденный Постановлением администрации муниципального района в 2013 году.
        В рамках муниципальной программы «Развитие социально-культурной сферы Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014 –2020 годы» выполнены значительные мероприятия по укреплению материально-технической базы, ремонту и оснащению оборудованием учреждений культуры.
В двухэтажное просторное здание соответствующее всем санитарно-эпидемиологическим требованиям с оборудованными хореографическими классами переехала Русскополянская детская школа искусств.
Выполнены текущие ремонты в 20-ти учреждениях культуры, установлены пандусы в Межпоселенческом центре методико-аналитической деятельности и в музее истории целины.
Открыт кинозал на 150 посадочных мест.
В 2016 году закрыто 3 учреждения культуры: Озерная, Логуновская библиотеки, Тогунасский сельский клуб, по причине значительного сокращения жителей в населенных пунктах. Библиотечное обслуживание и организация досуговой деятельности в этих населенных пунктах осуществляются центральными учреждениями культуры сельских поселений (передвижная форма обслуживания).
         1 декабря 2016 года в р.п. Русская Поляна произошло открытие модернизированного кинозала в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Межпоселенческий центр методико-аналитической деятельности». 
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности (клубами, общее число зданий, в которых находятся муниципальные учреждения культуры)  изменился на 38,16 п.п. в связи с уменьшением  численности населения.
В 2016 году доля муниципальных учреждений культуры, здания которых требуют капитального ремонта осталась на прежнем уровне 6,45 %.
 
5. Физическая культура и спорт
 
Развитие физической культуры и спорта в районе предусматривает организацию и проведение спортивных мероприятий, улучшение качественных показателей, формирование у молодежи устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, здорового образа жизни. Положительный вектор направления подтверждается увеличением количества русскополянцев, занимающихся спортом. Используя тренерско-преподавательский потенциал, имеющиеся спортивные сооружения, приоритетными видами спорта в районе определены: волейбол, баскетбол, греко-римская борьба, лыжи, легкая атлетика, детский хоккей. Проведение ежегодных районных спортивных праздников «Королева спорта», «Снежинка» позволяют сохранять и улучшать спортивную базу сельских поселений.
В 2016 году 5890 человек систематически занималось физической культурой и спортом. За счет этого и увеличилась доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по сравнению с 2015 годом на 1,53 процентного пункта, увеличение произошло за счёт использования новых форм работы с населением района. К 2017 году показатель планируется увеличить до 37 % за счет организации массовых спортивных мероприятий.
В 2016 году доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся уменьшилась на 20,43 процентных пункта в связи с уменьшением количества детей от 0 до 17 лет систематически занимающихся физической культурой и спортом.
 
6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
 
Для реализации планов в строительстве нового жилья, вхождения в федеральные программы, в 2007 году был разработан проект планировки жилого микрорайона «Павловский». В основу принятого градостроительного решения застройки положен принцип комплексного формирования индивидуальной жилой застройки, жилыми домами «эконом-класса», с выделением двух очередей.
В 2016 году введено в эксплуатацию 422,3 кв.м жилья, сдано 4 жилых дома, 8 квартир.
С 2009 года в районе начата реализация Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ, целью которого является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизация систем коммунальной инфраструктуры. В 2016 году запланированный капитальный ремонт многоквартирных жилых домов р.п. Русская Поляна не был выполнен и был перенесен на 2017 год, в связи с необходимостью разработки проектной документацией.
 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2016 году по сравнению с 2015 годом не изменилась, это связано с тем, что изменение среднегодовой численности населения было незначительным.
В связи с отсутствием в 2016 году средств федерального и областного бюджета на строительство жилых помещений по подпрограмме «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала Русско-Полянского муниципального района Омской области», наблюдается тенденция уменьшения площади жилых помещений, введенной в действие за год, приходящейся в среднем на одного жителя на 0,07 кв.м.
В 2017 – 2019 годах планируется продолжить работу по строительству жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала Русско-Полянского муниципального района Омской области».
 
7. Жилищно-коммунальное хозяйство
 
Основными целями развития жилищно-коммунального комплекса Русско-Полянского района являются переход отрасли на режим безубыточного функционирования при одновременном смягчении для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, привлечение инвестиций для дальнейшего обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, продолжение газификации района, повышение качества услуг, предоставляемых населению.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
В отчетном 2016 году в районе были проведены следующие мероприятия:
- переведено на индивидуальное газовое отопление 85 квартир в с. Алабота;
- проведена замена 1,4 км водопроводных сетей;
- проведен капитальный ремонт котельной с установкой водогрейного котла в с. Сибирское;
- проведен капитальный ремонт котельной с установкой водогрейного котла в с. Хлебодаровка;
- проведена замена 0,3 км тепловых сетей на территории сельских поселений муниципального района.
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в
2016 году составила 1,4 %. В 2015 году она составляла 3,5 %, снижение этого показателя связано с уменьшением предоставления жилья гражданам по договорам социального найма. В 2016 году 23 человека улучшили свои жилищные условия.
 
8. Организация муниципального управления
 
Доля налоговых  и неналоговых доходов местного бюджета  в общем объеме собственных доходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась за счет увеличения  дополнительного норматива отчислений, а также  увеличения поступлений   целевого характера.
В районе принимаются меры,  направленные на увеличение поступления налоговых и неналоговых доходов, расширения налогооблагаемой базы по местным налогам.
Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда муниципальных учреждений отсутствует.
Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились на 1,9 %. Это связано с увеличением общего объема расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления, в том числе за счет заключения соглашений между администрациями поселений и Администрацией Русско-Полянского муниципального района Омской области о предоставлении двух специалистов для юридического сопровождения и судебной защиты.
 
9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
 
         Показатели «Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах» и «Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями» в 2016 году остались на уровне с 2015 годом.
С 2014 года на территории Русско-Полянского района действует муниципальная программа «Развитие экономического потенциала Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2014 – 2020 годы» (далее по тексту – программа), в рамках данной программы в 2016 году было выделено 25 870 рублей из средств бюджета на  подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области».
 

версия для печати