Русско-Полянский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Русско-Полянского муниципального района > Администрация Русско-Полянского муниципального района > Социально-экономическое развитие района

Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2016 год и на период до 2018 года.

 Прогноз развития муниципального сектора экономики на 2016 год и на период до 2018 года составлен на основе фактических данных по показателям планов городского, сельских поселений, входящих в состав района, характеризующих муниципальный сектор экономики Русско-Полянского муниципального района.

 
Основные источники получения информации:
- федеральные государственные статистические наблюдения;
- информация, предоставляемая территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- собственная информация муниципальных образований, которой располагают соответствующие учреждения и подразделения исполнительных органов местного самоуправления.
 
При составлении Плана учтены направления, мероприятия и показатели, которые предусмотрены на прогнозируемый год долгосрочными планами развития муниципальных образований, долгосрочными региональными и федеральными целевыми программами.
 
Русско-Полянский  муниципальный район расположен в южной части Омской области в степной зоне и входит в состав южного  экономического района Омской области.
Площадь муниципального района составляет – 3,3  тыс. кв. км, или  2,3  % от территории Омской области.
Общая площадь земельных ресурсов составляет 332,1 тыс. га, из них 324 тыс. га – сельскохозяйственные угодья.
Расстояние от районного центра до г. Омска составляет 160 км по автомобильной дороге с твердым покрытием. Протяженность дорог составляет 494 км, из них дорог с твердым покрытием – 80,1% (396 км.).
Русско-Полянский район расположен на юге Омской области в степной зоне, входит в состав южного экономического района.
Территория района разделена на 10 сельских  поселений и одно городское поселение,  которые включают 34 населенных пункта.
В  районе  проживает 18,1 тыс. человек (1 % от общей численности населения Омской области), плотность населения – 6,7 человек на 1 кв.км.
Территории городского и сельских поселений определены границами, которые установлены Законом Омской области от 30 июля 2004 года № 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований».
 
Обрабатывающие производства
В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ услуг в целом по району наибольшую долю занимает реализация зерновых культур, мукомольное, крупяное, хлебобулочное производство, так как район расположен в южной  степной зоне Омской области и основная специализация крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей растениеводство. Данный показатель имеет положительную динамику на протяжении 2012-2014 годов.
В 2014-2015году, а  также прогнозном периоде 2016-2018 годы основными задачами, направленными на развитие промышленной отрасли являются:
Ø   содействие развитию  перерабатывающей промышленности;
Ø   эффективное использование природного ресурсного потенциала района;
Ø   развитие производственной инфраструктуры района;
Ø   содействие в укреплении и развитии предприятий промышленного комплекса;
Ø   модернизация и обновление основных фондов промышленных предприятий, механизация и автоматизация производственных процессов.
Как результат реализации данных направлений планируется:
- создать условия для привлечения инвестиций на территорию района;  
-   сформировать благоприятный имидж района и реализовать проекты с участием внешнего капитала;
-создать условия для увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организации промышленного производства;
-увеличить объемы промышленного производства.
Обрабатывающее производство является ведущей отраслью экономики района, и динамика ее развития оказывает существенное влияние на его развитие. Основу промышленного потенциала составляют предприятия, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
К числу эффективно развивающихся производств района относятся:
- производство общестроительных работ – ООО «Водстрой», ООО «СК-Кедр»;
- производство изделий и конструкции из металлов – ИП Шишкин Ф.С., ИП Зеленов С.В.;
- производство кирпича – ООО «Кредо-строй»;
- мукомольное и крупяное производство – ООО «Гарант-плюс», ИП Савченко В.А., КФХ «Весна», ИП Кучеренко А.И.;
- хлебобулочное производство – ИП Заводов С.А., ИП Вульферт, ИП Чубинидзе, ИП Савченко В.А., ОАО «Целинное», ОАО «Сибиряк».
В результате реализации поставленных задач в 2015 году ожидается рост данного показателя до 45,3 млн. рублей. В прогнозном периоде прослеживается тенденция роста отгруженных товаров (работ, услуг) обрабатывающих производств.
 
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Организациями занимающимися производством воды и теплоэнергии в районе являются: ООО «Русводоканал», ООО «Теплосервис», ООО «Цветочинское ЖКХ», ООО «Сибирское ЖКХ», ООО «Алаботинское ЖКХ», ООО «Родник», ООО «Новосанжаровское ЖКХ», ООО «Калининское ЖКХ», ООО «Целинник», ООО «Добровольское», ООО «Хлебодаровское ЖКХ».
В 2014 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 129,979 млн. рублей, что на 1,6% выше предыдущего периода. В прогнозных годах ожидается положительная динамика данного показателя.
 
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
Основными параметрами, способствующими развитию данного сектора экономики, является повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, благоприятные  условия для развития малого бизнеса, обеспеченность земельными ресурсами, оказание мер государственной поддержки.
Отчетный период характеризуется положительной динамикой, с 2013 года произошло увеличение на 2,8 млн. рублей, в 2015 году показатель составит 2600,0 млн. рублей, что на 1,1% выше уровня 2014 года. В прогнозном периоде прослеживается тенденция роста данного показателя.
 
Инвестиции в основной капитал
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014 году составили 177,136 млн. рублей, что на 37,2 % выше предыдущего периода. Увеличение произошло за счет приобретения сельскохозяйственной техники крупными крестянско-фермерскими хозяйствами.
В 2015 году уровень инвестиции в основной капитал запланирован 1 852,5 млн. рублей.
Прогнозный объем инвестиционных вложений предприятий и организаций в 2016-2018 годах, по направлению сельское хозяйство, прямо зависит от уровня урожайности зерновых культур в данном периоде, складывающихся закупочных цен на сырьевом рынке.
 
Ввод в действие жилых домов
В 2014 году введено в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования 5,3 тыс. кв. м. По сравнению с 2013 годом данный показатель уменьшился на 18,4 % и охарактеризован уменьшением индивидуального жилищного строительства.Общая площадь жилых помещении, приходящаяся в среднем на одного жителя составляет 29,6 кв. метров
В 2015 году и в прогнозном периоде с 2016 по 2018 годов планируется ежегодный ввод в эксплуатацию жилых домов в объеме 1,2 тысяч квадратных метров.
 
Оборот розничной торговли
В целом по району потребительский рынок представлен розничной торговлей всеми группами товаров. Общая площадь торговых залов по району составляет 7110,2 кв. метров. Услуги общественного питания оказываются  в 7-ми предприятиях общественного питания на 440 посадочных мест. Количество магазинов за 2014 год – 107.
Наряду с автотранспортной организацией ОАО «Русско-Полянское автотранспортное предприятие», предоставляющей транспортные услуги на территории муниципального района, с 2011 года междугородние перевозки пассажиров микроавтобусами осуществляет индивидуальный предприниматель Петухов И.Н.. Существенно развито направление по оказанию услуг частного такси. С целью полного удовлетворения потребностей секторов экономики, а также населения района в транспортных услугах будет продолжена оптимизации транспортных потоков, проходящих по территории района, в том числе создание за счет частных инвестиций.            
Постоянным спросом у населения района пользуются услуги по остеклению квартир и индивидуального жилья пвх-конструкциями, предоставляемые такими компаниями как ТПК «Теплое окно», ООО «Поли-пластик», ООО «Омские оконные конструкции», ООО «СК-Кедр» и целым рядом индивидуальных предпринимателей.
В 2014 году в р.п. Русская Поляна продолжают работу представительства региональных торговых сетей розничной торговли «Молоток», «Реформа», Низкоцен», «Магнит».
В 2015 году и на период 2016-2018 годы будет продолжено наполнение потребительского рынка услуг района за счет организации гражданами индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках программы самозанятости, реализуемой БУ «Центр занятости населения Русско-Полянского района», реализации мер поддержки Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства и оказания государственной помощи Администрацией Русско-Полянского муниципального района по средствам грантовой поддержки.
Задачами дальнейшего развития потребительского рынка муниципального сектора экономики являются: повышение качества предоставляемых услуг и увеличение объема этих услуг в разрезе городского и сельских поселений Русско-Полянского района.
 
Объем платных услуг населению
Объекты бытового обслуживания в Русско-Полянском муниципальном районе представлены широким спектром услуг. В отчетном периоде просматривается тенденция повышения показателя «объем платных услуг населению» на 9%. В 2015 году рост услуг составит 11%, в 2016 году ожидается рост показателя на 6,9%
 
Покупка жилых помещений
Неблагоприятная ситуация сложилась на рынке жилья в Русско-Полянском муниципальном районе, это обуславливается низким материальным достатком; ориентацией на рыночные способы решения жилищной проблемы. Рынок жилья в районе представлен предложением и спросом на вторичное жилье. Спросом пользуются жилые дома позднее 90 года постройки. Его ориентировочная рыночная стоимость в райцентре составляет 22 тыс. руб. за 1 кв.м. общей площади. В прогнозном периоде ожидается, что на покупку жилых помещений расходы населения составят не менее 40,0 млн. рублей.
 
Доходы (Расходы) населения муниципальных образований
Доходы населения в прогнозном периоде ожидаются в размере 1591,5 млн. рублей. При определении прогнозных показателей данного раздела были учтены объемы пенсий и пособий, с учетом их предполагаемого повышения и увеличения численности пенсионеров, размеры выданных ссуд и кредитов, доходы от личного подсобного хозяйства граждан. Выводы о доходах населения по оплате труда были сделаны на основе анализа данных о количестве работников и фонде оплаты труда в муниципальных образованиях, с учетом прогнозных показателей по получению доходов в бюджеты поселений по налогу на доходы физических лиц. При этом в структуре доходов населения больших изменений не прогнозируется.
При определении показателей расходов населения были использованы сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории района, предоставляемые для целей муниципальной статистики. Кроме того сведения об обязательных платежах и добровольных взносах были сопоставлены с отчетами об исполнении местных бюджетов и утвержденными бюджетами на 2014 год.
 
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Исходя из прогнозируемого объема доходов населения и численности постоянного населения муниципальных образований, прогнозируемый в 2015 году среднедушевой денежный доход в сравнении с 2014 годом увеличится на 1,6 % и составит 7362,64 рублей в месяц.
Несмотря на прогнозируемый рост среднедушевых доходов, специалисты городского и сельских поселений прогнозируют незначительное уменьшение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Численность населения
В 2014 году наблюдается снижение естественного прироста численности населения. При этом численность экономически активного населения на начало 2015 года составила 12,8  тыс. человек. Численность занятого населения останется на прежнем уровне.
Среднегодовая численность зарегистрированных безработных в отчетном 2014 году составила 0,23 тыс. человек. В 2015 году ожидается увеличение данного показателя на 30,4 % .
В 2014 году центром занятости оказано 9499 государственных услуг, по профессиональной ориентации для 1500 человек. Трудоустроено 860 граждан, от числа обратившихся в центр занятости.
При составлении данного раздела использована информация Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Русско-Полянскому району Омской области и КУ ЦЗН Русско-Полянского района.
 
Заключение
 
С целью обсуждения стратегических направлений развития муниципальных образований, планируемых мероприятий и выработки совместных решений в каждом поселении создан Экономический Совет. Руководители экономических Советов поселений вошли в состав Районного Экономического Совета. Создание данного органа позволит привлечь к обсуждению стратегий и программ социально-экономического развития всех руководителей предприятий, организаций, предпринимателей и депутатов, повысит степень участия граждан в планировании мероприятий программ, а также в их выполнении.
Достижение прогнозируемых значений показателей прогноза социально-экономического развития Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2015-2018 годы, будет осуществляться путем решения следующих основных задач:
· обеспечение  роста инвестиционных  вложений  в  экономику   района;
· содействие созданию промышленных предприятий, активно использующих местные ресурсы и обеспечивающих формирование новых рабочих мест;
· содействие развитию пищевой и перерабатывающей промышленности;
· эффективное использование природного ресурсного потенциала района;
·содействие в укреплении и развитии предприятий промышленного комплекса;
· дальнейшее обеспечение технической и технологической модернизации сельского хозяйства муниципального района;
· совершенствование механизмов  поддержки сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых, обслуживающих (в том числе кредитных), снабженческих, заготовительных) и обеспечение на их основе более эффективного использования бюджетных средств;
· стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе муниципального района, создание условий для реализации инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, развития минипереработки сельскохозяйственной продукции;
· реализация комплекса мер, направленных на увеличение поголовья скота и птицы, повышение продуктивности животных, урожайности основных культур, объемов закупа сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий на территории муниципального района;
· повышение уровня заработной платы работников сельского хозяйства;
·дальнейшее повышение эффективности использования земельных ресурсов за счет улучшения плодородия, вовлечения в оборот неиспользуемых земель;
· содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в продвижении сельскохозяйственной продукции на потребительском рынке муниципального района, Омской области и других субъектов Российской Федерации;
·создание комфортных жилищных условий для сельского населения, повышение уровня обеспеченности сельских территорий социальной и инженерной инфраструктурой;
· увеличение производительности труда и использование квалифицированного персонала;
· стабильный рост объемов производства в сельском хозяйстве, конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции;
· содействие развитию и оказанию государственной поддержки развитию малого и среднего бизнеса;
·содействие  развитию энергетического комплекса, транспортной  инфраструктуры района для  создания устойчивой основы функционирования экономики и социальной сферы.
В целях выявления налогового потенциала, увеличения собственных доходов бюджета муниципального района и бюджетов поселений проводится комплекс мер на приведение в соответствие налогооблагаемой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц. 
 

версия для печати